Sciact
  • EN
  • RU

Когнитивные карты для управления беспилотным транспортным средством Full article

Journal Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда
, E-ISSN: 2541-8688
Output data Year: 2024, Volume: 9, Number: 2, Pages: 112-136 Pages count : 25
Authors Князьков М.М. 1 , Михайлюк М.В. 2 , Bubeev Yurii Arkadʹevich 3 , Usov Vitalii Mikhailovich 3
Affiliations
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН (ИПМех РАН), Москва, Россия
2 Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований РАН (НИИСИ РАН), Москва, Россия
3 ГНЦ РФ - ИМБП РАН

Funding (1)

1 Ministry of Science and Higher Education of Russia FMFR-2024-0034

Abstract: Интенсивное внедрение беспилотных транспортных средств (БТС) сопровождается возрастанием интереса к изучению роли человека-оператора (далее оператора) в различных условиях их применения. В частности, создаются проекты выполнения ответственных операций с использованием БТС для транспортировки грузов и людей при проведении спасательных работ. При этом в интересах обеспечения надежности и безопасности в рассмотрение включаются неблагоприятные условия навигации и позиционирования БТС, которые требуют вмешательства оператора в управление для предотвращения инцидентов. В интересах участия оператора в решении навигационных задач и контроля перемещения БТС во внешней среде одно из актуальных направлений психологии представлено изучением способов актуализации операторской активности и создания условий репродукции ранее сформированных знаний о способах решения задачи в неопределенной ситуации. В статье анализируются существующие подходы из области информатики, психологии и когнитивных наук по использованию графических и вербальных форм представления информации оператору при использовании для локальной навигации БТС визуальных ориентиров на местности. Выбор оператором маршрута перемещения БТС и рациональных маневров может быть облегчен применением когнитивных карт, которые создаются на основе ментальных репрезентаций оператора о способах действий в условиях риска инцидентов. Настоящий обзор имеет методологическую направленность и основан на литературном анализе результатов исследований в области человеко-машинного взаимодействия при образно-визуальной навигации с учетом психологических закономерностей репродукции знаний о возможных рисках и вариантах выбора маневров БТС в дополнение к оперативно получаемым данным автоматической навигации.
Cite: Князьков М.М. , Михайлюк М.В. , Бубеев Ю.А. , Усов В.М.
Когнитивные карты для управления беспилотным транспортным средством
Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. 2024. Т.9. №2. С.112-136. РИНЦ
Identifiers:
Elibrary: 68525989
Citing: Пока нет цитирований