Когнитивные карты для управления беспилотным транспортным средством Научная публикация
Журнал |
Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда
, E-ISSN: 2541-8688 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вых. Данные | Год: 2024, Том: 9, Номер: 2, Страницы: 112-136 Страниц : 25 | ||||||
Авторы |
|
||||||
Организации |
|
Информация о финансировании (1)
1 | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | FMFR-2024-0034 |
Реферат:
Интенсивное внедрение беспилотных транспортных средств (БТС) сопровождается возрастанием интереса к изучению роли человека-оператора (далее оператора) в различных условиях их применения. В частности, создаются проекты выполнения ответственных операций с использованием БТС для транспортировки грузов и людей при проведении спасательных работ. При этом в интересах обеспечения надежности и безопасности в рассмотрение включаются неблагоприятные условия навигации и позиционирования БТС, которые требуют вмешательства оператора в управление для предотвращения инцидентов. В интересах участия оператора в решении навигационных задач и контроля перемещения БТС во внешней среде одно из актуальных направлений психологии представлено изучением способов актуализации операторской активности и создания условий репродукции ранее сформированных знаний о способах решения задачи в неопределенной ситуации. В статье анализируются существующие подходы из области информатики, психологии и когнитивных наук по использованию графических и вербальных форм представления информации оператору при использовании для локальной навигации БТС визуальных ориентиров на местности. Выбор оператором маршрута перемещения БТС и рациональных маневров может быть облегчен применением когнитивных карт, которые создаются на основе ментальных репрезентаций оператора о способах действий в условиях риска инцидентов. Настоящий обзор имеет методологическую направленность и основан на литературном анализе результатов исследований в области человеко-машинного взаимодействия при образно-визуальной навигации с учетом психологических закономерностей репродукции знаний о возможных рисках и вариантах выбора маневров БТС в дополнение к оперативно получаемым данным автоматической навигации.
Библиографическая ссылка:
Князьков М.М.
, Михайлюк М.В.
, Бубеев Ю.А.
, Усов В.М.
Когнитивные карты для управления беспилотным транспортным средством
Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. 2024. Т.9. №2. С.112-136. РИНЦ
Когнитивные карты для управления беспилотным транспортным средством
Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. 2024. Т.9. №2. С.112-136. РИНЦ
Идентификаторы БД:
РИНЦ: | 68525989 |
Цитирование в БД:
Пока нет цитирований