Sciact
  • EN
  • RU

Когнитивные карты для управления беспилотным транспортным средством Научная публикация

Журнал Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда
, E-ISSN: 2541-8688
Вых. Данные Год: 2024, Том: 9, Номер: 2, Страницы: 112-136 Страниц : 25
Авторы Князьков М.М. 1 , Михайлюк М.В. 2 , Бубеев Юрий Аркадьевич 3 , Усов Виталий Михайлович 3
Организации
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН (ИПМех РАН), Москва, Россия
2 Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований РАН (НИИСИ РАН), Москва, Россия
3 ГНЦ РФ - ИМБП РАН

Информация о финансировании (1)

1 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации FMFR-2024-0034

Реферат: Интенсивное внедрение беспилотных транспортных средств (БТС) сопровождается возрастанием интереса к изучению роли человека-оператора (далее оператора) в различных условиях их применения. В частности, создаются проекты выполнения ответственных операций с использованием БТС для транспортировки грузов и людей при проведении спасательных работ. При этом в интересах обеспечения надежности и безопасности в рассмотрение включаются неблагоприятные условия навигации и позиционирования БТС, которые требуют вмешательства оператора в управление для предотвращения инцидентов. В интересах участия оператора в решении навигационных задач и контроля перемещения БТС во внешней среде одно из актуальных направлений психологии представлено изучением способов актуализации операторской активности и создания условий репродукции ранее сформированных знаний о способах решения задачи в неопределенной ситуации. В статье анализируются существующие подходы из области информатики, психологии и когнитивных наук по использованию графических и вербальных форм представления информации оператору при использовании для локальной навигации БТС визуальных ориентиров на местности. Выбор оператором маршрута перемещения БТС и рациональных маневров может быть облегчен применением когнитивных карт, которые создаются на основе ментальных репрезентаций оператора о способах действий в условиях риска инцидентов. Настоящий обзор имеет методологическую направленность и основан на литературном анализе результатов исследований в области человеко-машинного взаимодействия при образно-визуальной навигации с учетом психологических закономерностей репродукции знаний о возможных рисках и вариантах выбора маневров БТС в дополнение к оперативно получаемым данным автоматической навигации.
Библиографическая ссылка: Князьков М.М. , Михайлюк М.В. , Бубеев Ю.А. , Усов В.М.
Когнитивные карты для управления беспилотным транспортным средством
Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. 2024. Т.9. №2. С.112-136. РИНЦ
Идентификаторы БД:
РИНЦ: 68525989
Цитирование в БД: Пока нет цитирований