Sciact
  • EN
  • RU

Потенцирование доминанты познания пищевой доминантой согласно учению А.А. Ухтомского о доминанте в современном педагогическом процессе Научная публикация

Журнал Естественные и технические науки
ISSN: 1684-2626
Вых. Данные Год: 2025, Номер: 9 (208), Страницы: 50-56 Страниц : 7 DOI: 10.25633/ETN.2025.09.03
Ключевые слова доминанта А.А. Ухтомского, доминанта познания, пищевая доминанта, нервные механизмы регуляции физиологических функций.
Авторы Ананьев В.Н. 1 , Торшин В.И. 2 , Прокопьев Н.Я. 3 , Северин А.Е. 2 , Ананьева О.В. 4 , Хромина С.И. 5 , Семизоров Е.А. 6 , Пашкина И.В. 4 , Ананьев Г.В. 7 , Гуртовой Е.С. 4
Организации
1 ГНЦ РФ Институт медико-биологических проблем РАН
2 Российский университет дружбы народов
3 Тюменский государственный университет
4 Тюменский государственный медицинский университет
5 Тюменский индустриальный университет
6 Государственный аграрный университет Северного Зауралья
7 АО «Фармстандарт», г. Долгопрудный

Реферат: Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) – выдающийся российский ученый, академик, осново- положник теории доминанты, которая представляет собой междисциплинарный подход к изучению физиологических, психологических, педагогических, философских и социальных механизмов. В рамках нашего исследования была разработана педагогическая модель, направленная на усиление доминанты познания посредством пищевой доминанты. В результате апробации данной модели на студенческой аудитории было зафиксировано повышение эффективности доминанты познания на 52–65% отно- сительно исходного уровня, что подтверждается результатами тестирования студентов. В про- цессе изучения механизмов, лежащих в основе предложенной модели, были выявлены новые свойства доминанты, в частности, феномен коллективной резонансной доминанты познания. Данный феномен характеризуется объединением всех участников образовательного процесса в единую систему, функци- онирующую в соответствии с доминирующей когнитивной установкой. Ранее данный феномен не был описан в научной литературе. Были продемонстрированы механизмы, обеспечивающие вовлечение новых участников в коллективную резонансную доминанту познания, включая работу зеркальных нейронов, формирование обратной положительной связи между нейронами и другие нейрофизиологические про- цессы. Результаты исследования подтверждают возможность эффективного применения принципа усиления доминанты познания посредством пищевой доминанты в педагогическом процессе, что имеет как практическое значение для образовательной сферы, так и способствует углублению теоретических знаний в области физиологии высшей нервной деятельности.
Библиографическая ссылка: Ананьев В.Н. , Торшин В.И. , Прокопьев Н.Я. , Северин А.Е. , Ананьева О.В. , Хромина С.И. , Семизоров Е.А. , Пашкина И.В. , Ананьев Г.В. , Гуртовой Е.С.
Потенцирование доминанты познания пищевой доминантой согласно учению А.А. Ухтомского о доминанте в современном педагогическом процессе
Естественные и технические науки. 2025. №9 (208). С.50-56. DOI: 10.25633/ETN.2025.09.03 OpenAlex
Даты:
Поступила в редакцию: 11 авг. 25 г.
Опубликована в печати: 3 сент. 25 г.
Идентификаторы БД:
OpenAlex: W7104739740
Цитирование в БД: Пока нет цитирований
Альметрики: