Потенцирование доминанты познания пищевой доминантой согласно учению А.А. Ухтомского о доминанте в современном педагогическом процессе Научная публикация
| Журнал |
Естественные и технические науки
ISSN: 1684-2626 |
||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вых. Данные | Год: 2025, Номер: 9 (208), Страницы: 50-56 Страниц : 7 DOI: 10.25633/ETN.2025.09.03 | ||||||||||||||
| Ключевые слова | доминанта А.А. Ухтомского, доминанта познания, пищевая доминанта, нервные механизмы регуляции физиологических функций. | ||||||||||||||
| Авторы |
|
||||||||||||||
| Организации |
|
Реферат:
Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) – выдающийся российский ученый, академик, осново- положник теории доминанты, которая представляет собой междисциплинарный подход к изучению физиологических, психологических, педагогических, философских и социальных механизмов. В рамках нашего исследования была разработана педагогическая модель, направленная на усиление доминанты познания посредством пищевой доминанты. В результате апробации данной модели на студенческой аудитории было зафиксировано повышение эффективности доминанты познания на 52–65% отно- сительно исходного уровня, что подтверждается результатами тестирования студентов. В про- цессе изучения механизмов, лежащих в основе предложенной модели, были выявлены новые свойства доминанты, в частности, феномен коллективной резонансной доминанты познания. Данный феномен характеризуется объединением всех участников образовательного процесса в единую систему, функци- онирующую в соответствии с доминирующей когнитивной установкой. Ранее данный феномен не был описан в научной литературе. Были продемонстрированы механизмы, обеспечивающие вовлечение новых участников в коллективную резонансную доминанту познания, включая работу зеркальных нейронов, формирование обратной положительной связи между нейронами и другие нейрофизиологические про- цессы. Результаты исследования подтверждают возможность эффективного применения принципа усиления доминанты познания посредством пищевой доминанты в педагогическом процессе, что имеет как практическое значение для образовательной сферы, так и способствует углублению теоретических знаний в области физиологии высшей нервной деятельности.
Библиографическая ссылка:
Ананьев В.Н.
, Торшин В.И.
, Прокопьев Н.Я.
, Северин А.Е.
, Ананьева О.В.
, Хромина С.И.
, Семизоров Е.А.
, Пашкина И.В.
, Ананьев Г.В.
, Гуртовой Е.С.
Потенцирование доминанты познания пищевой доминантой согласно учению А.А. Ухтомского о доминанте в современном педагогическом процессе
Естественные и технические науки. 2025. №9 (208). С.50-56. DOI: 10.25633/ETN.2025.09.03 OpenAlex
Потенцирование доминанты познания пищевой доминантой согласно учению А.А. Ухтомского о доминанте в современном педагогическом процессе
Естественные и технические науки. 2025. №9 (208). С.50-56. DOI: 10.25633/ETN.2025.09.03 OpenAlex
Даты:
| Поступила в редакцию: | 11 авг. 25 г. |
| Опубликована в печати: | 3 сент. 25 г. |
Идентификаторы БД:
| OpenAlex: | W7104739740 |
Цитирование в БД:
Пока нет цитирований